Новости (блог)

Личностные характеристики и подготовка спортсменов зимнего плавания

Под влиянием занятий спортом у подростков и юношей происходит более ускоренное и более адекватное по характеру деятельности развитие психических качеств, причем направленность изменений этих качеств соответствует специфике вида спорта. Важно понимать, что многие особенности поведения в подростковом и юношеском возрасте связаны не только с психологическими изменениями, которые наблюдаются на пике переживания состояния тревоги, но и с изменениями, происходящими на физиологическом уровне. Так, половое созревание непосредственно влияет на поведение и, как правило, не лучшим образом. Прежде всего это эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения от экзальтации до уныния. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11–13 лет, у девочек – на 13–15 лет. К 15–16 годам у юных спортсменов завершается формирование большинства психомоторных качеств, особенно связанных с быстротой и точностью двигательных реакций, а также качеств, относящихся к перцептивной сфере. Большинство специалистов отмечают этот возраст как сенситивный в развитии ряда психических качеств, причем в первой половине этого возраста преимущественное развитие получают качества психомоторной и перцептивной сферы, а во второй – интеллектуальной сферы. В 17–18 лет в основном формируются качества, относящиеся к когнитивной сфере и связанные с эффективностью решения оперативных задач. Следовательно, этот возраст уже можно назвать возрастом спортивного совершенствования.

При подготовке юных спортсменов в тренировочно-соревновательном процессе важно учитывать, что для спортсменов с завышенной самооценкой характерна чрезмерная самоуверенность, которая ведет к высоким требованиям как в спорте, так и в общении с окружающими. Так, юношеский максимализм часто проявляется выраженным нетерпением, мотивирует начинающих спортсменов к скорейшему преодолению и прохождению первоначального этапа физической подготовленности требуемого уровня ради получения высокого результата. В этот период происходит преодоление себя, своеобразная проверка на прочность собственного организма в выполнении физических нагрузок на пределе его возможностей. В то же время в группах под руководством тренеров с профессионально-педагогической установкой личностное развитие юных спортсменов происходит более позитивно, у них наблюдается рост адекватных самооценок, одновременно развиваются важные коммуникативные качества, такие как общительность, лидерство, формируется эмоциональная устойчивость, самоконтроль, уверенность в себе. Поэтому при работе с детьми, особенно в подростковом возрасте, необходимо учитывать динамику психологических показателей в ходе тренировочного процесса с учетом специфики возраста и спортивной деятельности, а также разрабатывать индивидуальные психологические рекомендации по выбору наиболее целесообразных форм деятельности и способов психической саморегуляции на этапах спортивной подготовки.

*Фрагмент из книги Фишер, Т.А. Методологические основы подготовки детей по виду спорта «зимнее плавание» / Т.А. Фишер, О.Е. Докучаев, Р.Н. Каркачёв ; отв. ред. Т.А. Фишер ; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, ФИЦ Тюменский научный центр, Общерос. обществ. орг-ция «Федерация зимнего плавания России». – Новосибирск : СО РАН, 2023. – 140 с.
Медицина и здоровье