У детей важной особенностью системы терморегуляции являются недостаточно сформированные механизмы теплообмена. Реакции химической терморегуляции, обеспечивающие поддержание постоянной температуры тела за счет изменений интенсивности метаболических процессов, т. е. усиление теплопродукции в ответ на холодовое воздействие или, наоборот, ее ослабление при нагревании, наблюдаются уже с младенческого возраста.
Показано, что причинами несовершенства механизмов терморегуляции в этом возрасте являются: 1) неразвитость центра химической терморегуляции; 2) слабо развитые сосудодвигательные реакции; 3) большая удельная поверхность тела ребенка по сравнению со взрослым человеком; 4) слабая теплоизоляция кожи.
Это связано с тем, что терморегуляционная способность кровеносных сосудов в детском возрасте еще полностью не сформирована, поэтому детский организм неэкономно отдает тепло во внешнюю среду. Из-за обилия кровеносных сосудов в коже скорость переноса тепла от ядра тела к его оболочке достаточна высокая. При этом недостаточная рефлекторная регуляция просвета кожных сосудов обеспечивает потерю тепла у детей в значительно большей степени, чем у взрослых, с меньшей способностью восстанавливать его. Однако имеются данные, что скорость восстановления температуры кожи после местного охлаждения у лиц младшего возраста выше, чем у людей старше.
В возрасте от 1–1,5 до 4–5 лет, в котором еще сохраняется значительная интенсивность основного обмена, преобладает высокий уровень теплопродукции, механизмы которого компенсируют слабые возможности физической терморегуляции.
В 6–7-летнем возрасте у детей отмечается быстрое развитие мышечной стенки артерий и артериол, увеличение возможности перераспределения крови за счет совершенствования сосудодвигательных реакций периферических сосудов. Возможности физической терморегуляции увеличиваются, и роль химической терморегуляции снижается.
В возрасте 8–9 лет формируется устойчивая обратная связь в системе «гипофиз–щитовидная железа», но температурный обмен все же находится на низком уровне. При этом 9-летний возраст является границей перехода от одного типа поддержания постоянной температуры тела к другому.
К 10 годам роли обоих типов терморегуляции достигают баланса. К 10–11 годам у детей происходит значительное увеличение температурного обмена.
В подростковом возрасте наблюдаются периоды увеличения и снижения теплоотдачи. В препубертатный и пубертатный периоды снова прослеживаются эффекты неустойчивости терморегуляционных механизмов, что связано с процессами сложной нейрогуморальной и гормональной перестройки. Так, в препубертатный период (10 лет для девочек и 11–12 лет для мальчиков) снижаются возможности физической терморегуляции и возрастает роль химической терморегуляции. Кроме того, суточный дисбаланс в некоторых возрастных периодах, связанный с перестройкой терморегуляторной и эндокринных функций, может свидетельствовать о большей подвижности (чувствительности) вегетативных функций в эти периоды.
Вместе с тем процесс терморегуляции у детей от 8 до 17 лет имеет гендерные различия. Так, у девочек температура тела стабилизируется в возрасте 13–14 лет, а у мальчиков стабилизация наступает в юношеском возрасте к 18 годам. При охлаждении на восстановление температуры тела девочки до 14 лет затрачивают энергии на единицу веса почти на 40 % больше, чем женщины. И только в юношеском возрасте скорость кровотока увеличивается, что приводит к повышению температуры кожи.
Широкий коридор терморегуляторных колебаний сохраняется после завершения процессов становления гормональных функций в возрасте 21–22 года.
Физическая терморегуляция совершенствуется тем интенсивнее, чем раньше начаты закаливающие мероприятия.Закаливание способствует развитию структурно-функционального аппарата кожи (увеличению толщины эпидермального слоя кожи), тренировке сосудистых реакций и потовых желез, снижению нижней границы термонейтральной зоны, что уменьшает зависимость организма от изменений температуры среды.Начальные закаливающие мероприятия могут проводиться под наблюдением специалистов с 4–6 лет в оздоровительных группах детских образовательных учреждений. Снижение возможностей физической терморегуляции в препубертатный период может быть компенсировано занятиями в группах начальной подготовки по зимнему плаванию с 10 лет, где кроме общефизической подготовки много внимания уделяется закаливанию и развитию базовых навыков холодовой устойчивости. При этом опыт закаливания, полученный в более раннем возрасте, играет большую положительную роль. В дальнейшем, с 12-летнего возраста, когда масса тела, участвующая в теплопродукции, увеличилась, уменьшилась относительная площадь поверхности тела, с которой происходит теплоотдача, подрос слой подкожной жировой клетчатки, улучшились теплоизолирующие свойства кожи и в должной мере развился механизм регуляции сосудистых реакций на охлаждение, мы предлагаем начинать участвовать в соревнованиях по зимнему плаванию. Интенсивность, дозированность и кратковременность холодового воздействия, обеспечиваемая правилами вида спорта и ограничением дистанций по температуре воды, тренируют систему терморегуляции, поддерживают ее необходимый тонус.
*Фрагмент из книги Фишер, Т.А. Методологические основы подготовки детей по виду спорта «зимнее плавание» / Т.А. Фишер, О.Е. Докучаев, Р.Н. Каркачёв ; отв. ред. Т.А. Фишер ; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, ФИЦ Тюменский научный центр, Общерос. обществ. орг-ция «Федерация зимнего плавания России». – Новосибирск : СО РАН, 2023. – 140 с.