Новости (блог)

Зимнее плавание. Спорт. Здоровье (часть 3)

Россия – страна с относительно холодным климатом, а холодная/ледяная вода – это основной ресурс холодного мира. И, как известно, холодная и ледяная вода способна «растопить» плохое настроение, хандру и даже болезни, внести в жизнь человека яркие эмоции, креативность, легкость, ощущение полета. В нашем обществе созданы уже все условия для развития холодного мира. Зимнее плавание, как новый вид спорта может ближайшее время стать очень востребованным, так как дает человеку не только достигать высоких спортивных результатов, но и не бояться холода, а даже обращать его не только в свою пользу, но и обучать этому искусству других. Наработанный опыт уже сегодня позволяет внедрять закаливание и плавание в холодной/ледяной воде в образовательные учреждения и физкультурно-спортивные организации, создавать новые клубы и центры. Становится все более очевидным, что зимнее плавание – это не только новый вид спорта, но и эффективная общественная платформа, объединяющая людей из разных стран, поддерживающая и продвигающая идеологию здорового образа жизни, создающая новые коммуникативные стратегии. Можно сказать, что закаливание и зимнее плавание объединяет людей и не имеет социальных границ!

Зимнее плавание – это особый вид спорта, он соединяет в себе три состояния: вода, снег и лед. Когда вода замерзает, она становится льдом, ее капли, падая на землю при низких температурах, превращаются в снежинки. В условиях пограничных температур на поверхности воды постоянно происходят переходы из одного физического состояния в другое, а в проруби всегда присутствует какое-то количество льда и снега. Не зря в китайской метафизике зима связана с элементом Воды. Поэтому зимнее плавание, это истинно зимний вид спорта, но настолько универсальный, потому что холодную и ледяную воду можно найти всегда и везде.

Научные исследования на протяжении нескольких столетий дают возможность проследить культуру здоровья, которая связана с холодом и холодной/ледяной водой, ее истоки, ее основную цель для того, чтобы сформулировать культурно-спортивную составляющую общества, формирующую индивидуальность и самосознание человека. На рубеже ХХ - XXI веков система закаливания была и остается частью физической культуры и здорового образа жизни общества. В 2022 году зимнее плавание обрело свое самостоятельное направление в спорте, что влечет за собой создание условий для безопасного тренировочно-соревновательного процесса. А, как известно, этот процесс в любом виде спорта состоит из относительно законченных структурных единиц, в рамках которых и происходит построение спортивной тренировки.

Под методом обучения зимнему плаванию понимают те способы и приемы, с помощью которых тренер/инструктор добивается относительно быстрого и успешного овладения пловцами техники плавания в холодной/ледяной воде. Комплексное использование приемов в процессе изучения и совершенствования техники плавания в ледяном бассейне и развития холодовой устойчивости человека позволяет наиболее быстро и совершенно овладеть сложными плавательными движениями и применять их в холодной воде естественных водоемов. Каждый метод (словесный, наглядный, практический) включает в себя совокупность приемов (облегчение или усложнение условий выполнения, использование ориентиров, сопряженное воздействие и др.), обеспечивающих решение задач подготовки пловцов/спортсменов к зимнему плаванию. Все методы и приемы, используемые при подготовке к плаванию в холодной воде, тесно взаимосвязаны.

В соответствии с закономерностями состояния спортивной формы зимних пловцов-спортсменов в годичном цикле тренировочного процесса выделяют три основных периода развития макроцикла: подготовительный, соревновательный и переходный. Каждый период имеет свои цели и задачи. Цель подготовительного периода – достижение высокого уровня общей и специальной физической подготовленности, развития навыков или восстановления холодовой устойчивости после перерыва в регулярных холодовых нагрузках. Задачи периода – освоение и совершенствование техники в выбранном виде спорта; углубление теоретических знаний; решение задач психологической и морально-волевой подготовки. Цель соревновательного периода – совершенствование и поддержание уровня общей и специальной физической подготовленности, достигнутой в подготовительном периоде. Задачи периода – совершенствование техники и тактики в выбранном виде спорта; приобретение опыта выступления в соревнованиях; приобретение и поддержание высокого уровня тренированности; совершенствование волевых качеств, развитие выносливости, холодовой устойчивости. Цель переходного периода – восстановление физической формы и психического состояния после соревнований. Задачи периода – определение продолжительности восстановительного периода; прохождение комплекса лечебно-профилактических мероприятий направленных на восстановления физической формы и психического состояния спортсмена; снижение динамики физических и психологических нагрузок.

Современную спортивную подготовку спортсменов следует рассматривать как многоуровневую систему, где каждая ступень имеет свою структуру и свои специфические особенности. Общие основы воспитания физических качеств распространяются и на физическую подготовку спортсмена, но ее характеризуют особенности, вытекающие из специфических закономерностей спортивного совершенствования. Во многом успешная подготовка зимних пловцов к выступлению на соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, психологической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от эффективности прохождения этапов многолетнего спортивно-тренировочного процесса. Каждый этап имеет свои возрастные ограничения и предполагает определенный технический уровень спортивной подготовки. Более подробно узнать о комплексной подготовке спортсменов по зимнему плаванию можно будет в книге «Методологические основы подготовки детей по виду спорта «зимнее плавание», авторов Фишер Т.А., Докучаев Р.Н., Каркачев Р.Н., которая выйдет во втором квартале 2023 года.


Медицина и здоровье