Новости (блог)

Психофизиологические характеристики при подготовке спортсменов зимнего плавания (часть 1)

Понятие психофизиологического состояния имеет тесную содержательную связь с понятиями «психическое состояние» и «функциональное состояние». Очевидно, что любое психическое состояние человека связано с его физиологическими структурами: либо оно сопровождается физиологическими процессами, либо способствует возникновению определенных физиологических процессов. При этом важно учитывать, что созревание различных зон коры в процессе взросления происходит неодновременно. Раньше всего созревают проекционные зоны коры или первичные поля, т. е. зрительные, моторные, слуховые, после чего созревают вторичные поля (периферия анализаторов), самые поздние, которые созревают вплоть до взрослого состояния, – третичные, или ассоциативные поля, т. е. зоны высшего анализатора и синтеза.

Изменение условий внешней среды влияет на развитие мозга, в частности развитие коры больших полушарий, отрабатываются механизмы стратегии работы мозга. Наилучшие показатели баланса нервных процессов у юношей отмечаются в 16 и 18 лет, у девушек – в 15 лет, наихудшие – у девушек16–18 лет и у юношей 17 лет. Уровень силы нервной системы юношей всех возрастов отличается от девушек более высокими показателями этого свойства. Повышение силы нервной системы до уровня взрослых у юношей происходит в 18 лет, а у девушек – в 19 лет. Наиболее слабая нервная система у 17–18-летних девушек. Показатели подвижности нервных процессов в 15–16 лет у юношей и девушек одинаковые, а начиная с 17 лет подвижность у юношей существенно выше, чем у девушек.

Вместе с тем в юношеском возрасте отчетливо проявляются типы высшей нервной деятельности (ВНД) (сильный, слабый, уравновешенный, подвижный и др.), вырабатываются определенные поведенческие стратегии и стратегии эмоциональных реакций на ситуации или определенные условия. Например, чем выше уровень переживания ситуативной тревоги, тем выше вероятность того, что в психофизиологическом состоянии ЦНС спортсменов в возрасте 12–18 лет будут преобладать процессы торможения, что является неблагоприятным фактором, особенно в период их соревновательной деятельности. Это связано с тем, что процессы торможения будут вызывать «пассивно-оборонительный рефлекс», который проявляется в осторожности, нерешительности, в нежелании начинать деятельность или принимать участие в ситуации, не изучив предварительно все подробности предстоящей деятельности или ситуации. А при воздействии низких температур на организм центральная нервная система будет активно реагировать на холодовое воздействие как на стресс, по силе реакции схожий с психоэмоциональным стрессом. В связи с этим при подготовке спортсменов по виду «зимнее плавание» необходимо учитывать психофизиологические особенности детей подросткового и юношеского возраста.

*Фрагмент из книги Фишер, Т.А. Методологические основы подготовки детей по виду спорта «зимнее плавание» / Т.А. Фишер, О.Е. Докучаев, Р.Н. Каркачёв ; отв. ред. Т.А. Фишер ; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, ФИЦ Тюменский научный центр, Общерос. обществ. орг-ция «Федерация зимнего плавания России». – Новосибирск : СО РАН, 2023. – 140 с.
Медицина и здоровье