Новости (блог)

Личностные характеристики при подготовке спортсменов зимнего плавания (часть 2)

Копинговые стратегии, которые формируются на протяжении жизни, формулируются так: «разрешения проблем» – активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы; «поиска социальной поддержки» – активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде. Обе они оценены на среднем уровне. А стратегия «избегания» определяется на низком уровне эмоциональных реакций (копингов), к которым относится избегание. Это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.
Возможно, данный тип стратегий является отвлечением от неразрешенных проблем и еще недостаточно развит у юных спортсменов. Тогда зимнее плавание может выступать как защитно-адаптационный механизм преодоления сложных жизненных ситуаций. Можно предположить, что взаимодействие с холодной водой представляет вариант поведения для повышения самооценки и своей значимости и является важным механизмом в решении личностных проблем. Использование этой стратегии может быть обусловлено недостаточностью развития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного решения проблем. Однако эта стратегия может носить и адекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности.

В связи с этим важно обратить внимание на роль психологических установок при подготовке юных спортсменов к соревнованиям по зимнему плаванию. Психологические установки являются специфическим настроем психики, обеспечивающим синхронизацию личностных усилий, направленность сознания на выполнение необходимых действий, видов деятельности, включение психических процессов и соответствующих эмоциональных состояний. А.Г. Асмолов характеризует понятие установки как многоуровневое образование, «стабилизатор деятельности», «фактор инерции поведения». По его мнению, субъект сам создает себе установку определенной деятельности, а объективный фактор установки – ситуация, созданная не извне, а как воображаемая, мысленная ситуация, представляющая собой продукт активности субъекта. Психологические или социально-психологические установки определяют ресурсы устойчивости, или «ресурсную базу», которая соотносится с диспозиционными механизмами психологической регуляции, ценностно-мотивационными психологическими конструктами, способствующими рациональному использованию, сохранению и распределению имеющихся ресурсов. Психика запускает процессы, помогающие разрешить создавшуюся ситуацию и найти необходимые «силы–ресурсы», чтобы противостоять угрозе и сформировать новую привычку на актуализированной установке. При этом достижение спортивных результатов дает возможность самореализации, совершенствования и выражения себя. Ведь чем больше стаж зимнего плавания, тем уровень удовлетворенности жизнью выше
*Фрагмент из книги Фишер, Т.А. Методологические основы подготовки детей по виду спорта «зимнее плавание» / Т.А. Фишер, О.Е. Докучаев, Р.Н. Каркачёв ; отв. ред. Т.А. Фишер ; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, ФИЦ Тюменский научный центр, Общерос. обществ. орг-ция «Федерация зимнего плавания России». – Новосибирск : СО РАН, 2023. – 140 с.
Медицина и здоровье